Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное автономное учреждение

«Юргинский оздоровительный центр «Отдых»

 

 

Согласовано:

Начальник

Управления образованием

Администрации города Юрги

____________К.К. Булатова

 

«____»____________2025г.

 

Согласовано:

Директор МБУ ДПО

«ИМЦ г. Юрги»

 

___________И.В. Сахарова

 

«____» _________2025г.

 

Утверждаю:

Директор

        МАУ «ЮОЦ Отдых»

 

  ___________О.В. Булаева

 

«____» ____________2025г

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

Программа летнего палаточного лагеря

«Смены первых: Нас огромный мир зовёт в поход»

Муниципальное автономное учреждение

«Юргинский оздоровительный центр «Отдых»

для обучающихся 10 – 17 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Начальник лагеря

 палаточного типа «Дружба»

 Максименко М.Б.

 

 

 

 


Юрга 2025г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка………….……………………........................................................3

1. Ценностно-целевые основы воспитания…………………………………….……….....13

1.1.            Концепция программы…………………………………………………………...16

1.2.      Основные направления воспитания…………………………………………….....17

1.3.      Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности…………20

2.         Содержание, виды и формы воспитательной деятельности……………….….22

2.1.      Блок «Быть с Россией»…………………………………………………………........22

2.2.      Блок «Быть Человеком»…………………………………………………………......22

2.3.      Блок «Быть Вместе»…………………………………………………………….....…22

2.4.      Блок «Быть в Движении»………………………………………………………........22

2.5.      Блок «Быть Первыми»………………………………………………………….........22

3.         Механизм реализации……………………………………………………………......23

4.         Ожидаемые результаты ……………………………………...................................31

5.         План - сетка………………………………………………………………...………......32

Список используемой литературы………………………………………...…………….......39  

 

 

 

Пояснительная записка

Паспорт программы

 

1.

Полное название

программы

Программа детского лагеря палаточного типа

«Смена первых: Нас огромный мир зовёт  в поход»

2.

Вид программы:

Стационарный палаточный лагерь

3.

Направленность (направленности) дополнительного

образования программы)

Туристское - краеведческая

4.

Направления работы в лагере

-           физкультурно – оздоровительная;

-           техническая;

-           профилактическая;

-           творческая;

-           патриотическая;

-           туристическая;

-           краеведческая и экологическая

5.

Цель, задачи программы

    Цель программы - Создание оптимальных условий для обеспечения полноценного, активного отдыха детей, их оздоровления, творческого развития, посредством туристско-краеведческой деятельности.

    Задачи

  1. привлечение детей к различным видам творчества, привития первичных знаний, умений и навыков при адаптации в условиях природной среды, развития коллективно-творческого мышления, инициативы самоуправления и самостоятельности;
  2. расширение кругозора ребёнка через игровой сюжет с учётом интереса возрастных особенностей и интеллектуального уровня;
  3. приобщение детей к спорту и туризму, укрепление физического и психологического здоровья детей;
  4. обучение основам туризма и экологической грамотности;
  5. организация активного отдыха и

получение детьми навыков жизни в природных условиях;

  1. патриотическое воспитание детей;
  2. закрепление приобретённых основных знаний о своём крае;
  3. воспитание нравственных и волевых качеств.

6.

Планируемые результаты

Программа считается выполненной, если по окончании ее реализации

Обучающиеся:

  • укрепят своё здоровье;
  • получат новые знания и умения;
  • разовьют и реализуют свои творческие способности;
  • приобретут опыт коллективного творчества;
  • повысят уровень информированности и знаний по вопросам краеведения, экологии, туризма, здорового образа жизни;
  • получат опыт трудовой деятельности.

Педагогические сотрудники, участвующие в реализации программы:

  • приобретут положительный опыт организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних в форме палаточного лагеря;
  • приобретут новый опыт организации игровой и познавательной деятельности детей и подростков, возможность применения этого опыта в основной педагогической деятельности;
  • внедрят новые формы и методы работы в практику педагогической деятельности;

Учреждение:

  • усовершенствует программное обеспечение отдыха и досуга детей в условиях лета;
  • апробирует новые формы организации досуга детей и подростков в рамках летнего лагеря;

Родители детей и подростков:

  • повысят уровень информированности об услугах, оказываемых учреждением в сфере образовательных услуг и услуг по организации

 

 

каникулярного отдыха;

  • организуют для детей безопасный доступный досуг в летний период;
  • получат педагогические рекомендации и

методическую помощь по вопросам воспитания.

7.

Целевая аудитория программы (для кого предназначена программа, возрастной контингент, предполагаемое количество, география участников)

Участниками программы являются дети и подростки в возрасте преимущественно от 10 лет до 17 лет, в том числе из социально- незащищенных категорий населения, несовершеннолетних, состоящих на учётах в

«банке данных», КДН, ПДН, ВШУ и находящихся в иной трудной жизненной ситуации.

Количество участников программы до 300 человек.

География участников – воспитанники МБУ ДО «ГЦДюТТ» г Юрги, дети из Юргинского ГО, Юргинского МО, а также дети из СФО.

8.

Этапы и сроки реализации программы, количество смен

1 этап подготовительный: апрель - июнь 2025 г.

2 этап основной:

1 смена – 16.06 – 27.06 2025 г.

2 смена – 30.06 – 11.07.2025 г.

3 смена – 16.07 - 27.07. 2025 г.

4 смена – 01.08 - 12.08. 2025 г.

3 этап аналитический: август 2025 г.

9.

Краткое содержание программы с описанием игровой модели смены

Программа детского лагеря палаточного типа

«Смена первых: Нас огромный мир зовёт  в поход» включает в себя организацию занятости детей и подростков в форме лагеря палаточного типа по туристско- краеведческому направлению, а также занятия творчеством; организацию временных рабочих мест для несовершеннолетних, работу с детьми состоящих на учётах в «банке данных».

Основой игровой модели является овладение участниками начальными навыками туризма и безопасного поведения в природной среде.

 

 

Игровая модель  даёт возможность ознакомиться миром туризма. Получить первичные навыки начального альпинизма, скалолазания, узловой подготовки. Овладеть навыками управления катамарана, получить знания о безопасном поведении на воде.

Легенда смены

Мир неожиданно стал не таким как раньше. Компьютеры и роботы поработили человека. Мы не можем ответить на вопрос, не спросив Гугл, не выходим из дома, не спросив Яндекс о погоде, и ищем хэштэг о том, как разжечь огонь, с помощью Рамблер. Теперь ребятам необходимо учиться обходиться без гаджетов и интернета, научиться существовать в природной среде безопасно для себя и окружающих. На пути ребят ждут приключения! Им предстоит пройти испытания, выполнить массу спортивных, творческих и интеллектуальных заданий. Программа «Нас огромный мир зовёт в поход» поможет узнать, как выжить в экстремальных условиях, научиться ориентироваться в лесу, пользоваться альпинистским оборудованием, управлять катамараном, поучаствовать в общелагерных соревнованиях.

В конце смены пройдёт итоговое мероприятие

«Операция «Нас здесь не было»». Закрытие смены, награждение победителей по итогам мероприятий.

10.

Полное и краткое официальное название организации

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования «Городской Центр Детско (юношеского) Технического Творчества» г. Юрги

11.

Почтовый адрес, телефон с указанием кода населённого пункта, электронный адрес

организации, авторов разработчиков

652000 Кемеровская область, г. Юрга, ул. Победы, 47

12.

Ф.И.О. руководителя

программы

Максименко Михаил Борисович

13.

Авторы программы (Ф.И.О полностью и должность); контактные

телефоны

Педагогический коллектив гражданско-патриотический проекта «Вифлеемская Звезда»

14.

Место реализации программы с указание адреса

Кемеровская область Яшкинский район, МАО «Отдых», палаточный лагерь «Дружба»

15.

Имеющийся опыт реализации программы и дата её создания

Палаточный лагерь впервые был организован Командой «Вифлеемская Звезда» в 1999 году;

Опыт реализации программы – 26 лет;

Дата создания программы – 11.03.2025 год.

16.

Финансовое обеспечение проекта (источники)

Финансовое обеспечение программы осуществляется за счет:

  • муниципальных средств через муниципальный заказ Учредителя на оказание образовательных услуг;
  • привлечённых средств (Родительские сборы, финансирование через грат фонда Потанина)

17.

Перечень организаторов программы, а также социальных, интеллектуальных и экономических партнеров (при наличии).

Благотворительный Фонд Поддержки семьи и детства «Тепло сердец»

МБУ ДО ГЦДюТТ г Юрги

БФ Фонд Потанина

МестноеМестное отделение общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи "Движение Первых" Юргинского городского округа

18.

Особая информация и примечания (участие в конкурсах, достижения, ссылки на публикации в СМИ и др.)

Данная программа является некоммерческим проектом и служит решением задач по организации безопасного и доступного отдыха и оздоровления детей на территории Юргинского городского округа в летний период в форме лагеря палаточного типа.

 

Программа детского лагеря палаточного типа «Дружба» имеет туристско-краеведческая направленность и включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях детского палаточного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 4 лагерных смен (12 дней одна смена).

Основной задачей программы палаточного лагеря является овладение участниками начальными навыками туризма и безопасного поведения в природной среде.

Актуальность программы обусловлена тем, что туристско- краеведческая деятельность в современном понимании это физическое развитие, оздоровление и познание окружающего мира, формирование духовных ценностей личности ребенка. В основе физического воспитания туризм рассматривается как средство воспитывающего воздействия и профессиональной ориентации, повышения уровня физической подготовленности наряду с другими формами занятий физической культурой и спортом.

Палаточный лагерь приглашает детей в путешествие, наполненное приключениями и новыми маршрутами. Как насчет похода? Настоящего, туристического. Чтобы собрать рюкзак, открывать маршруты, ночевать в палатке, петь песни у костра прямо под звёздами. Тот, кто был в походе, не забудет его никогда! И дело не только в совершенно магической обстановке. Суть глубже: знакомство с природой и историей, навыки выживания в полевых условиях, развитие трудолюбия и взаимодействия со сверстниками.

Кульминация туристического сезона – настоящий поход. Но к нему надо как следует подготовиться. В программе:

  • Научиться ставить палатку и забираться в спальный мешок;
  • Как не заблудиться?
  • Как приготовить еду на природе?
  • Что положить в рюкзак?

А также практические увлекательные занятия, на которых дети познакомятся с:

  • Канонами туристских походов: что делать можно, что – нельзя;
  • Правилами оказания первой медицинской помощи: исключительно важный навык, который может пригодиться в жизни;
  • Основами скалолазания и водного туризма;
  • Основами топографии и ориентирования на местности.
  • Основы безопасности на воде

Детский лагерь палаточного типа «Дружба», который создан на базе МАУ «Отдых», реализуется второй год на территории Базы одноимённой отдыха.

Педагогическое сопровождение, а также туристко-краеведческую составляющую берет на себя гражданско-патриотический проект «Вифлеемская Звезда».

За годы своей деятельности проект «Вифлеемская звезда» воспитал немало активных ребят, которые любят свой край и сохраняют интерес к познанию истории своей страны и к малой родине.

Программа детского лагеря палаточного типа «Нас огромный мир зовет в поход» специально разработаны для детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет, у которых остро стоит вопрос в самоопределения и самореализации.

В рамках деятельности палаточного лагеря у обучающихся есть замечательная возможность интересно и познавательно отдохнуть, укрепить свое здоровье, получить физическую закалку на природе и, что немаловажно, познать самого себя и открыть для себя новые ощущения единения с природой.

Краткая характеристика участников программы

Участниками программы могут стать дети и подростки в возрасте от 10 до 17 лет, не имеющие медицинских противопоказаний для участия в спортивных и туристических мероприятиях. Специальной подготовки от них не требуется.

В программе могут участвовать подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Для них созданы условия за счет погружения их в воспитательную среду небольшого по количеству человек отряда и доверительную атмосферу «взрослый - ребенок» (наставник - наставляемый). При участии такой категории подростков педагог корректирует (усиливает) воспитательное содержание занятий.

Назначение программы.

Программа адресована команде детского лагеря палаточного типа «Дружба» как ориентир педагогической деятельности, позволяющей создать условия для самоопределения и реализации индивидуального и творческого потенциала для детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет в соответствии с их потребностями, интересами и способностями.

Нормативно-правовое обеспечение программы

  1. Федеральный закон от 16 октября 2019 г. № 336-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей».
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
  4. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 марта 2021 г. № 10 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,  содержанию  и  организации  работы  образовательных

организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16».

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» // Статья VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (Требования к организации образовательного процесса, таблица 6.6).
  2. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года».
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
  7. Паспорт Федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование», утверждённый президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16; протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3).
  8. Приказ Минпросвещения России № 702 и Минэкономразвития России № 811 от 19 декабря 2019 г. «Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слётов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий».
  9. Приказ Минпросвещения России от 03 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

Письмо Минпросвещения России от 1 марта 2021 г. № ДГ-409/06 «О перечне нормативных правовых актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей» (Перечень основных нормативных правовых актов, необходимых для руководства и использования в работе организациями отдыха детей и их оздоровления (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) при организации отдыха детей и их оздоровления).

  1. Письмо Минпросвещения России от 07 апреля 2021 г. № 06-433 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации стратегии развития воспитания на уровне субъекта Российской Федерации до 2025 года).
  2. Письмо Минпросвещения России от 26 марта 2020 г. № ДГ-126/06 «О методических рекомендациях» (Методические рекомендации по проведению профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе для детей, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).
  3. Письмо Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 30 мая 2019 г. № АВ-П17-062-11826 «О направлении памятки по основам информационной безопасности детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления».
  4. Письмо Минпросвещения России от 25 ноября 2019 г. № Пз-1303/06 «О направлении методических рекомендаций по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей».
  5. Письмо Минобрнауки России от 07 июня 2018 г. № 09-826 «О направлении инструкции» (вместе с «Инструкцией по обеспечению антитеррористической защищенности организаций отдыха детей и их оздоровления палаточного типа и мест проведения массовых мероприятий с детьми в природной среде»).
  6. Распоряжение Правительства Кузбасса от 1 марта 2025 № 1- рп «Об организации детской оздоровительной кампании в Кемеровской области  в 2025 году».

Цель программы

Создание оптимальных условий для обеспечения полноценного, активного отдыха детей, их оздоровления, творческого развития, посредством туристско-краеведческой деятельности.

Задачи программы

  1. Привлечение детей к различным видам творчества, привития первичных знаний, умений и навыков при адаптации в условиях природной среды, развития коллективно-творческого мышления, инициативы; самоуправления и самостоятельности;
  2. расширение кругозора ребёнка через игровой сюжет с учётом интереса возрастных особенностей и интеллектуального уровня;
  3. приобщение детей к спорту и туризму, способствовать укреплению физического и психологического здоровья детей;
  4. обучение основам туризма и экологической грамотности;
  5. организация активного отдыха и получение детьми навыков жизни в природных условиях;
  6. патриотическое воспитание детей;
  7. закрепление приобретённых основных знаний о своём крае; воспитание нравственных и волевых качеств.

Сведения о реализации. Программа реализуется на базе детского лагеря палаточного типа «Дружба». Длительность смены 12 дней. Максимальное количество участников одной смены 60 человек. Возрастные ограничения 10 - 17 лет. Все участники распределяются по группам не более 20 человек. Это количество наиболее оптимально для реализации развивающей программы. Группы формируются с учётом возраста обучающихся. Это делается для того, чтобы создавался правильный микроклимат в группе и процесс обучения был наиболее продуктивным. С участниками смены работают: вожатые, педагог дополнительного образования - воспитатель, медицинский работник. За лето проводится 4 смены по 12 дней. Общий охват детей за 4 смены составляет 240 человек за летнюю оздоровительную кампанию. Сроки реализации программы 16.06. – 12.08.2025 г.

Программа считается выполненной, если по окончании ее реализации

Обучающиеся:

  • укрепят свое здоровье;
  • получат новые знания и умения;
  • разовьют и реализуют свои творческие способности;
  • приобретут опыт коллективного творчества;
  • повысят уровень информированности и знаний по вопросам краеведения, экологии, туризма, здорового образа жизни;
  • получат опыт трудовой деятельности.
  • приобретут    положительный        опыт   организации  летнего          отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних в форме палаточного лагеря;
  • приобретут новый опыт организации игровой и познавательной деятельности детей и подростков, возможность применения этого опыта в основной педагогической деятельности;
  • внедрят новые формы и методы работы в практику педагогической деятельности;
  • усовершенствует программное обеспечение отдыха и досуга детей в условиях лета;
  • апробирует новые формы организации досуга детей и подростков в рамках летнего лагеря;

Педагогические сотрудники, участвующие в реализации программы:

Учреждение:

Родители детей и подростков:

  • повысят уровень информированности об услугах, оказываемых учреждением в сфере образовательных услуг и услуг по организации каникулярного отдыха;
  • организуют для детей безопасный доступный досуг в летний период;
  • получат педагогические рекомендации и методическую помощь по вопросам воспитания.
  1. 1.       Ценностно-целевые основы воспитания

Формы занятий: работа по направлениям, конкурсы, практикумы, игры, сюжетно – ролевые игры, коллективно - творческие дела, мастер-классы, походы.

Используемые педагогические технологии: игровые, здоровье сберегающие, педагогика сотрудничества.

Методы обучения по уровню активности подростков:

-                          активные: работа с книгой, Интернетом.

-                          пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация.

Методы по уровню включения в продуктивную (творческую деятельность:

-                          объяснительно – иллюстративный;

-                          репродуктивный;

-эвристический.

Методы стимулирования активности детей (познавательной и творческой):

-                          игра;

-создание эмоционально-окрашенных ситуаций;

-поощрение и похвала;

Методы воспитания: словом, делом, примером, игрой, общением, отношением.

Методы воспитательной работы

  • Методы игры и игрового тренинга. Игра – самостоятельный и законный для детей, очень важный вид их деятельности, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра понятна и близка, в ней дети выражают свою интересную, оригинальную сущность, самовыражаются без внешнего побуждения. Игрою легко можно выверить симпатии и антипатии детей, кого они выбирают, предпочитают  из  сверстников  («третий  лишний»,  «ручеёк»,

«садовник», «колечко» и др.), игра выявляет знания, интеллектуальные силы. Игры показывают уровень организаторских способностей детей.

Игры проявляют физические способности: ловкость, силу, координацию и т.п.

  • Методы состязательности. Состязание – чисто детская привилегия, состязание – внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, побед над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребёнка, кроме нравственной сферы.
  • Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всём.

Методы контроля и самоконтроля:

-контрольные задания: игры викторины, тесты;

-           самооценка;

-           педагогический отзыв.

Формы и методы работы с детьми и подростками

Экскурсии

Экскурсии могут быть плановыми (проводимыми экскурсионными фирмами) и самостоятельными (подготовленными и проводимыми школьниками). Недостаток плановых экскурсий в том, что дети являются пассивными потребителями информации, степень усвоения которой во многом зависит от квалификации экскурсовода. Самостоятельные экскурсии позволяют включить в процесс их подготовки и проведения каждого ученика, что обеспечивает комплексное решение задач курса.

Общественно-полезное дело

Общественно-полезная деятельность (ОПД) является ведущим психологическим видом деятельности подростков. ОПД – безвозмездный труд на пользу людям с быстрым и видимым результатом.

Формами ОПД могут быть работы по благоустройству территорий, зелёных массивов, организация экологических троп, исполнение обязанностей в походах, ремонт и изготовление снаряжения и т.д.

Прогулка

В детско-юношеском туризме – начальная форма занятий туризмом детей младшего и среднего школьного возраста; имеет оздоровительное, воспитательное и познавательное значение. От обычной прогулки отличается тем, что перед её участниками ставятся определённые задачи: например, приобретение навыков устройства бивака, ориентирования на местности, наблюдения за природой.

Самая доступная и кратковременная форма туризма, проводящаяся с познавательной или оздоровительной целью.

Поход

Путешествие с активным способом передвижения в отдалённых от мест жительства районах, осуществляемое с оздоровительной, спортивной, образовательной или исследовательской целью.

Туристский поход характеризуется рядом свойств – признаков:

  • прохождение маршрута похода активным способом передвижения (пешком, байдарках, велосипеде и т.д.);
  • длина маршрута в километрах;
  • воспитательное и обучающее содержание организации быта;
  • обогащение участников жизненным опытом.

Поход может выступать и как метод воспитания подростков, если рассматривать его с точки зрения приобретения детьми и подростками личного опыта общения, проживания в новых условиях, самоопределения.

Соревнования

Соревнования учащихся – это форма подготовки и проверки готовности туристских групп к совершению безаварийного, содержательного туристского похода, а также форма обмена опытом работы и пропаганды всего нового, появившегося в туризме за последнее время. Они служат не только целям обучения и проверки, полученных учащимися навыков, но и

хорошей  школы  подготовки  педагогов,  занимающихся  туристско-

краеведческой работой. Туристские соревнования – это своего рода игра, а значит надо играть по правилам, причём желательно - по единым.

Главным отличием «детских» соревнований является то, что на первое место выносится не проверка технической подготовки участников, а педагогическая значимость мероприятия, его воспитательное воздействие.

Конкурсы туристские

Конкурсы от латинского – встреча, столкновение, проводятся как между командами, так и между отдельными туристами в области художественного и технического творчества, общественной работы. Цель таких конкурсов – развитие творческих способностей, обмен опытом, пропаганда туризма.

Наиболее распространены конкурсы туристские: спортивно-походные (на лучший лагерь, лучший отчёт о походе, лучший обед и т.д.); технического творчества (на лучшее самодельное туристское снаряжение); общественной работы (на лучшую организацию туристской, военно- патриотической, краеведческой работы, пропаганды туризма и пр.); художественного самодеятельного творчества (на лучшие фотографию, слайдфильм, стенгазету, значок, эмблему, девиз, на лучшее исполнение туристской песни и т.д.)

Их главная цель – развить у детей и подростков интерес друг к другу или к определенному виду деятельности. Подготовка и проведение конкурсов способствуют расширению кругозора учащихся, развитию умений работать в коллективе. Тематика конкурсов может касаться любых вопросов жизнедеятельности. Принцип соревновательности делает жизнь интересней, стимулирует к саморазвитию.

Эстафета

Это зрелищный, динамичный, быстротечный вид соревнований, позволяющий принять участие, как всей команде, так и отдельным её членам. Эстафета может включать в себя различные этапы, позволяющие участникам наглядно продемонстрировать свои умения. Дистанции эстафет планируются

так, чтобы зрители и участники могли видеть как можно больше технических этапов и штрафных кругов. Старт для первых номеров эстафеты даётся общий, протяжённость этапов должна быть небольшой, не более 2,5 км. Кол- во заданий на этапах не должно превышать шести.

1.1.  Концепция программы

Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.

Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – неприятная беседа с родителями.

Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учится побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.

В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период организации отдыха в детских центрах направить в надежное русло эти знакомства и общение.

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.

В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.

Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.

Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.

Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:

  • спортивно-оздоровительное
  • гражданско-патриотическое
  • досуговое.

1.2.  Основные направления воспитания

Основными формами работы с детьми являются игровые, соревновательные, обучающие, прикладные.

Основные формы организации деятельности детей при реализации программы − индивидуальная, коллективная, групповая.

С точки зрения возрастных особенностей контингента при разработке методических материалов нужно учитывать, что подростковый возраст - время, когда формируется большинство физических качеств человека, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков. Для этого возраста также характерны: стремление к самоутверждению, потребность в самореализации, дух авантюризма, жажда новых впечатлений и переживаний.

Виды деятельности

задачи

Формы работы

Физкультурно- оздоровительная деятельность

Формировать умения и навыки заботы о своем здоровье

  • · Утренняя гимнастика
  • · Соревнования
  • · Подвижные       игры     на местности

Профилактическая работа

Повышение воспитательного эффекта, развития коммуникативных способностей внутри отрядов

  • · коммуникативные игры;
  • · беседы                               с приглашенными специалистами;
  • · беседы о вредных привычках;
  • · практикумы.

Творческая деятельность

Развивать фантазию и воображение, память и мышление.

Формировать навыки публичных выступлений.

  • · Творческие конкурсы
  • · Выставки работ
  • · Инсценировки
  • · коллективно- творческая деятельность;

Патриотическое воспитание

Воспитание сознательного чувства ответственности. Укрепление физической и нравственной закалки

молодежи.

  • · Квест-игры
  • · эстафета.
  • · Викторины

Туристическое направление

Обеспечения жизнедеятельности и правил поведения на отдыхе в природе и в туристических походах. Приобретаются навыки обращения с туристическим снаряжением, техникой безопасности, оказанию первой

медицинской помощи.

  • · Походы;
  • · Наземная подготовка;
  • · Занятия по туризму;
  • · Ориентирование на местности

Краеведение и экология

Изучение природы и истории родного края, бережное и внимательное отношение к природе, исследовательская работа образуют у детей осознание и ценность того места, где он живет,

культуры в которой воспитывается.

  • · Изучение             родного края;
  • · Викторины
  • · Игры по станциям
  • · Экологическое воспитание

Для оценки эффективности программы будут использоваться следующие методы:

  1. Наблюдение. В ходе реализации программы будет осуществляться наблюдение трех видов - педагогическое, психологическое, медицинское. Учитывается, что для получения необходимой информации наблюдатель должен обладать не только теоретическими знаниями в области проведения наблюдения, но и личностными качествами – чувством такта, внимательностью, общительностью, культурой.
  2. Опрос. Опрос может проводиться как письменный, так и устный. Анкетирование, как форма письменного опроса проводится среди воспитанников, родителей и педагогов в начале и в конце смен лагеря с дневным пребыванием, палаточного лагеря.
  3. Анализ документации. В конце каждой смены педагогическим коллективом проводится анализ собранных анкет, по результатам анализа ведется корректировка работы на следующую смены. В качестве «документации» также рассматриваются продукты детского творчества: поделки, рисунки, творческие работы. Выставки детских работ могут стать предметом внимания педагога и психолога с целью изучения межличностных отношений в детском коллективе и отношения к внешнему миру.

У программы на летний период есть свои особенности не только в методах сбора информации и методах отслеживания результатов, но и в формах осуществления анализа информации и результатов. Такими формами в данной программе являются: ежедневное обсуждение результатов конце дня, выставки творческих работ и итоговая презентация в течение смены.

 

Место проведения лагерной смены

п/п

Время проведения

Место проведения

Количество, чел.

1.

1 смена

16.06 – 27.06 2025 г.

Палаточный лагерь «Дружба»

60

2.

2 смена

30.06 – 11.07.2025 г.

Палаточный лагерь «Дружба»

60

3.

3 смена

16.07 - 27.07. 2025 г.

Палаточный лагерь «Дружба»

60

4

4 смена

01.08 - 12.08. 2025 г.

Палаточный лагерь «Дружба»

60

 

 

Итого:

240

Управление деятельностью по реализации программы

Для организации эффективной реализации программы необходима подготовка педагогических кадров, определение ведущих направлений и содержания деятельности, создание материально-технической базы.

Управление деятельностью по реализации программы включает:

  • Формирование         нормативно-правовой         базы    функционирования летнего палаточного лагеря;
  • Организация структуры управления;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов;
  • Организация функционирования вспомогательных служб, связанных с обеспечением безопасного пребывания детей в палаточном лагере.

Кадровые вопросы, решаются приказами директора назначаются руководители смен, утверждается расписание работы педагогов. Проводится информирование получателей услуг и их родителей о летнем палаточном лагере, проводится комплектование.

Должности начальника лагеря и педагогов дополнительного образования

- воспитателей палаточного лагеря, будут замещать штатные сотрудники учреждения.

В случае возникновения кадровой необходимости учреждение готово привлекать сотрудников на временные работы в летний период по договору об организации временных работ.

1.3.  Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности

Организация летнего лагеря палаточного типа позволяет получить максимальный образовательно-оздоровительный эффект без значительных физических и эмоциональных перегрузок.

Ключевая идея программы, игровая модель и легенда смены

Программа детского лагеря палаточного типа «Дружба» включает в себя организацию занятости детей и подростков в форме лагеря палаточного типа по туристско-краеведческому направлению, а также занятия художественным творчеством;

«Нас огромный мир завет в поход» - игровая модель детского лагеря палаточного типа «Дружба». Основной игровой модели является овладение участниками начальными навыками туризма и безопасного поведения в природной среде.

Игровая модель «Нас огромный мир завет в поход» даёт возможность ознакомиться с миром туризма, начального альпинизма, базовыми знаниями о сплавах по некатегорийным рекам.

 Занятия тщательно продуманы и хорошо подготовлены, особое внимание уделяется технике безопасности и правилам поведения.

Легенда смены

Мир неожиданно стал не таким как раньше. Компьютеры и роботы поработили человека. Мы не можем ответить на вопрос, не спросив Гугл, не выходим из дома, не спросив Яндекс о погоде, и ищем хэштэг о том, как разжечь огонь, с помощью Рамблер. Теперь ребятам необходимо учиться обходиться без гаджетов и интернета, научиться существовать в природной среде безопасно для себя и окружающих. На пути ребят ждут приключения! Им предстоит пройти испытания, выполнить массу спортивных, творческих и интеллектуальных заданий.

 Игровая терминология

Территория – вся территория лагеря

Бивак- место дислокации отряда в походе

 Полевой Выход - Поход с ночевкой или без на Тутальские скалы

Наземка – Комплекс упражнений направленных на овладение альпинисткой техники в условиях лагерной подготовки

Сплав – занятия  на водной акватории, с целю обучиться основным навыкам управления 6ти местным катамараном

ДОРС - Дежурные от руководства лагеря с целю поддержания дисциплины в позднее время суток.

Костровой – ответственный за костёр

ДОК - медик

Стажеры – дети из числа наиболее подготовленных по тому или иному виду деятельности.

Система самоуправления

Основной организационной единицей в лагере является отряд. В каждом отряде среди детей выбирается лидер отряда, который помогает организовать работу в отряде воспитателю. Жизнь участников организована по принципу самоуправления, которое нацелено на активизацию их самостоятельности путем создания необходимых условий для проявления творческого потенциала и включения каждого ребенка в игровую модель смены.

Лидер – командир отряда. Выбирается общим голосованием или назначается на должность во время вечернего сбора (отрядного огонька). Свою работу он осуществляет в течение всего следующего дня. Является организатором, выполняет функции помощника вожатого. Командир отряда имеет право присутствовать на планѐрках, принимать участие в обсуждении планов на будущее и являются связующим звеном между взрослыми воспитателями и детьми – участниками во всех вопросах.

Пишется свод правил, который принимается всеобщим собранием. Выбирается пресс-центр. Это ребята, которые отвечают за издание лагерной газеты предлагаемой формы (по всеобщему решению ребят форма издания может быть изменена).

  1. 2.        Содержание, виды и формы воспитательной деятельности

Инвариантный модуль программы профильной смены включает в себя 5 блоков и реализуется за счет следующих мероприятий:

2.1.            Блок «Быть с Россией» - это патриотическое воспитание  через тематические мероприятия: Квест «Мы будущее России», Акция «Письмо солдату»,  викторина «Многообразие в единстве».

2.2.            Блок «Быть Человеком» - это нравственное воспитание  через тематические мероприятия: «Я и мои друзья», фильм «Белый Бим, черное ухо», «Моя семья в истории России».

2.3.            Блок «Быть Вместе» - это воспитание любви к малой родине  через тематические мероприятия: Фотокросс «Открывай страну», акция «Кузбасс - Донбассу. Мы вместе», Фестиваль народных игр.

2.4.            Блок «Быть в Движении» - это воспитание лидерских качеств через тренинг «Я лидер», интеллектуальная игра «Бороться и искать, найти и не сдаваться», Посвящение в Первые «Иду к мечте».

2.5.            Блок «Быть Первыми» - отрядные мероприятия «В наших руках будущее России!», «От идеи – к делу» и «Строим свою мечту».

Формы работы с детьми,

  1. 3.        Механизм реализации программы

Программа реализуется поэтапно по целям, мероприятиям и срокам, указанным в таблице.

Этапы программы, сроки

Цели

Мероприятия

1

Подготовительный

ноябрь 2024 г. – апрель 2025 г.

Определение стратегии развития детского лагеря палаточного типа «Дружба». Разработка и

совершенствование информационно- методического сопровождения деятельности детского лагеря палаточного типа. Подготовка и утверждение комплексной программы организации отдыха и оздоровления детей, разработка необходимых подпрограмм.

Оценка                   возможностей            и совершенствования материально-технической базы детского лагеря палаточного типа.

Подготовка программы к реализации:

-              разработка программы, определение целей, специфики и перспектив ее развития;

-              обсуждение и утверждение программы на педсовете;

-              подбор и расстановка кадров

Подготовка методических

материалов по программе

Подбор методов диагностики, контроля и коррекции хода и результатов реализации программы

Составление календарного плана смен

Составление программы материально-технической подготовки базы детского лагеря палаточного типа «Дружба»

2

Организационный

апрель – июнь 2023 г.

Набор детей, комплектование отрядов.

Оформление документации (сбор заявлений, медицинских справок).

Определение требований к сотрудникам работникам, способов их подготовки для работы в условиях детского лагеря палаточного типа

«Дружба».

Подбор и комплектование педагогического состава

Организация обучения персонала в организациях, проводящих подготовку кадров

3

Основной июль 2025 г.

Реализация комплексной программы организации отдыха и оздоровления по сменам

Анкетирование.

Определение стратегии работы. Формирование детского коллектива

Формирование группы детского

актива. Определение задач детского

 

 

 

самоуправления на период смены

Знакомство с правилами жизнедеятельности, режима дня, законов, традиций

Реализация развивающего и практического блоков программы

Диагностика и коррекция эмоционального настроения детей и подростков

4

Заключительный конец каждой смены

Аналитический мониторинг

Анализ реализации программы смены

Оценка эффективности программы с целью выявления её сильных и слабых сторон, перспектив дальнейшего развития.

5

Аналитический/ рефлексивный август, 2025 г.

Анализ результатов реализации программы.

Обобщение положительного педагогического опыта, его распространение в педагогической среде.

Педагогический совет.

Выступление на методических семинарах, совещаниях по итогам летней оздоровительной кампании

Подготовка к публикации статей в научных изданиях

Программа летнего лагеря палаточного типа предусматривает возможность корректировки конкретных мероприятий в процессе реализации.

Сроки и этапы реализации программы

Реализация программы будет проходить поэтапно.

Этапы реализации программы:

1  этап подготовительный: апрель – май 2025 г.

2  этап основной:

1 смена – 16.06 - 27.06 2025г.

2 смена –30.06 - 11.07.2025 г.

3 смена – 16.07 - 27.07. 2025 г.

4 смена - 01.08-12.08.2025 г

3  этап аналитический: август 2025 г.

На первом этапе основными задачами являются:

  • Определение направлений и          содержания   деятельности летнего палаточного лагеря;
  • Разработка и совершенствование информационно – методического сопровождения деятельности лагеря;
  • Подготовка и утверждение программы;
  • Определение источников финансирования программы;
  • Уточнение     структуры      управления    для      обеспечения  успешной реализации программы, разработка и утверждение штатного расписания;
  • Оценка           возможностей           и          совершенствование материально- технической базы;
  • Определение требований к педагогам, медицинским работникам, подготовка их к работе в летнем палаточном лагере;

На втором этапе главной задачей является реализация программы летнего лагеря палаточного типа «Дружба».

На третьем этапе осуществляется анализ результатов проделанной работы, что позволит сделать выводы об уровне реализации программы.

Кадровое обеспечение

Лагерь укомплектован кадрами из числа штатных сотрудников МБУ ДО «ГЦД(ю)ТТ г Юрги, в качестве воспитателей будут работать участники проекта «Вифлеемская звезда», в качестве вожатых и их помощников будут работать воспитанники учреждения, студенты. Планируется привлечение в качестве вожатых участников «Движение Первых».

Все работники лагеря проходят медицинскую комиссию, проходят санитарно-гигиеническое обучение, получают допуск к работе.

Начальник палаточного лагеря

-осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности лагеря в соответствии с его Положением и законодательством Российской Федерации;

-  совместно с педагогическим коллективом лагеря определяет стратегию, цели и задачи работы лагеря, принимает решения о программном планировании его работы;

-            решает учебно-методические, административные, хозяйственные и иные вопросы, возникающие в процессе деятельности лагеря;

-            планирует, координирует и контролирует работу педагогических и других работников лагеря;

-            поощряет и стимулирует творческую инициативу сотрудников лагеря, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе;

-            организует работу по созданию и обеспечению условий проведения образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством и Уставом;

-            проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников и обучающихся;

-            немедленно сообщает несчастном случае непосредственно вышестоящему руководителю, родителям пострадавшего (пострадавших) или лицам, их заменяющим;

-            соблюдает этические нормы поведения в лагере, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога дополнительного образования.

Медицинский работник

-            осуществляет контроль за соблюдением режима дня и санитарно- гигиенических правил и норм;

-            ведет медицинскую документацию;

-            контролирует процесс приема пищи детьми;

-            контролирует санитарное состояние всех объектов;

-            работает в тесном контакте с воспитателями, вожатыми;

-            осуществляет контроль за состоянием здоровья детей;

-            оказывает первую медицинскую помощь и организацию эвакуации больного;

-            несет ответственность за санитарно - эпидемиологический режим в лагере, в учреждении в целом;

-            проводит инструктаж по профилактике клещевого энцефалита;

-            проводит инструктаж и осуществляет контроль за соблюдением теплового режима;

-            проводит инструктажи и мероприятия, связанные с личной гигиеной детей.

Педагог дополнительного образования -

воспитатель

-            планирует      и          организует     жизнедеятельность   воспитанников            и осуществляет их воспитание;

-            использует разнообразные приемы, методы и средства воспитания;

-            обеспечивает выполнение детьми санитарно- гигиенических норм;

 

палаточного лагеря

-            контролирует соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка на игровых площадках, в палатках, столовой, на территории;

-            обеспечивает соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом;

-            вовлекает воспитанников в художественное и техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам; организует совместно с вожатым участие отряда во всех общих культурно - массовых, спортивно - оздоровительных и трудовых мероприятиях;

-            соблюдает права и свободы воспитанников;

-            ведет в установленном порядке документацию и отчетность;

-            обеспечивает безопасное проведение воспитательного процесса, строгое соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных правил;

- немедленно ставит в известность администрацию об обнаружении у воспитанников оружия, пожароопасных и взрывоопасных предметов и устройств, ядов, наркотических и токсичных веществ, иных изъятых из гражданского оборота вещей;

-            оперативно извещает начальника лагеря о каждом несчастном случае, о случаях заболевания, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

-            проводит инструктаж воспитанников по безопасности проведения воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;

-            осуществляет контроль за выполнением режима дня и графика мероприятий;

-            осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований, правил противопожарной безопасности, техники безопасности.

 

 

Вожатый палаточного лагеря

-выполняет режим дня детей, временной график работы;

-выполняет план работы, текущие распоряжения начальника лагеря;

-соблюдает правила внутреннего распорядка; санитарно-гигиенические нормы и требования, следит за чистотой и уютом в помещениях, на территории палаточного лагеря;

-строго соблюдает правила противопожарной безопасности, техники безопасности;

-знает каждую минуту, где находится ребенок и как себя чувствует;

-немедленно сообщает медицинскому работнику и начальнику лагеря о каждом случае заболевания, травмирования ребенка, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

-немедленно сообщает начальнику лагеря об отсутствии ребенка в лагере;

-следит за сохранением имущества, оборудования, инвентаря;

-занимается организацией жизнедеятельности детского коллектива, создает благоприятную, дружескую атмосферу в коллективе;

-проводит индивидуальную работу;

-способствует развитию творческих способностей, реализации интересов каждого ребенка;

-ведет педагогическую документацию.

Выводить детей за пределы лагеря в сопровождении руководителя

группы и с ведома руководителя лагеря.

 

         

 

У каждого педагогического сотрудника в летний период имеются функциональные обязанности. Все работники, задействованные в проведении палаточного лагеря, отвечают за обеспечение санитарно – гигиенического состояния палаточного лагеря; за охрану жизни и здоровья детей; за обеспечение ночного дежурства; охрану личных вещей и имущества участников палаточного лагеря.

Информационно-методическое обеспечение

С целью реализации программы необходимо следующее информационное и программно-методическое обеспечение:

  • справочные материалы по игротехнике для педагогов дополнительного образования - воспитателей;
  • наличие программы лагеря, плана работы отряда;
  • должностные инструкции всех участников процесса;
  • проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены;
  • материалы     и          оборудование,          необходимые            для      организации мероприятий смены.
  • база интернет- ресурсов;
  • видеотека для организации работы кино клуба и воспитательных мероприятий:

- социальные рекламные ролики;

-сборник российских мультфильмов;

-музыкальная подборка песен о лете, молодежи и др.

  • проведение планёрок; разработка системы отслеживания результатов и подведение итогов.

Методическое обеспечение

При реализации программы «Нас огромный мир завет в поход» будут использоваться методические материалы по организации и проведению туристских, оздоровительных, спортивных, досуговых мероприятий, игровых программ и праздников.

Помимо общелагерных мероприятий, запланирована отрядная работа и отрядные дела, которые включают в себя:

Отрядные сборы: хозяйственный сбор, организационный сбор, сбор-планирование, утренний информационный сбор, сбор - анализ дня, сбор анализ дела, итоговый сбор.

Отрядные дела: КТД, прогулки, экологические десанты, тематические беседы.

Огоньки: огонёк знакомства, тематический огонёк, огонёк-анализ дня, огонёк прощания.

Игры (согласно периоду смены и возрасту участников): игры на знакомство, на командообразование, игры на выявление лидеров, игры на командное взаимодействие, игры на снятие эмоционального напряжении, игры на свежем воздухе.

Материальное – техническое обеспечение лагеря

На территории Базы отдыха «Дружба» построена волейбольная площадка, баскетбольная площадка, спортивный и туристический инвентарь.  Лагерь представляет собой палаточный городок, где расположены 8 жилых десятиместных палаток, 2 четырехместные палатки, большая палатка для организации питания, большая хозяйственная палатка для хранения вещей и инвентаря, лазарет, медицинская палатка, клуб и штаб для проведения кружковой деятельности с обучающимися. Медицинское обеспечение лагеря осуществляется медицинским работником лагерь «Салют».  Питание осуществляет ООО «Школьное питание». Для реализации программы имеется материальная база: набор туристского снаряжения, спортивного инвентаря. Лагерь палаточного типа        разделен         на        зоны:  жилую, приема пищи; санитарно-бытовую; административно-хозяйственную; физкультурно-оздоровительную.

 

 

 

Жилая зона

жилые палатки (8 шт. 10 местных)

Санитарно-бытовая зона

Включает в себя: умывальники (1 умывальник на 6-7 человек), место для мытья ног, место для стирки белья, место для сушки одежды, туалеты (предусмотрено освещение), место сбора мусора. Место для личной гигиены девушек. Душевые стационарные. Стационарный туалет.

Палатка для складирования снаряжения коллективного пользования. Палатка для сушки одежды и обуви.

Административно- хозяйственной зона

Палатка администрации лагеря - штаб; кафе для приема пищи; палатка для хранения личных вещей, медицинский пункт, лазарет.

Физкультурно- спортивная зона

волейбольная, баскетбольная площадки, обеспечивающие реализацию спортивно –

массовой программы лагеря.

Материально- техническое оборудование

-музыкальное оборудование:

колонки акустические – 2 шт., усилитель – 1 шт., ноутбук – 1 шт.;                                                                                            -

туристическое снаряжение:

 (веревка, обвязки, карабины, каски, жумары) – 6 комплектов;

-           ремонтный набор (инструменты);

-           спортивный инвентарь (мячи)

-           игровой реквизит (скакалки, мячи, обручи, настольные игры, шахматы, шашки и др).

-           для кружков (бумага A3, А4, картон; Краски гуашь, акварель, спиртовые маркеры, клей ПВА, ножницы, кисти художественные)

Обеспечение безопасности

Важным условием успешной реализации программы является обеспечение безопасности всех участников программы. На этапе подготовки к работе лагеря палаточного типа все сотрудники проходят гигиеническое обучение и профилактическое медицинское обследование. Осуществляется проведение энтомологического обследования территории палаточного лагеря и последующий контроль качества специальных обработок от клещей и кровососущих насекомых.

Непосредственно перед открытием лагеря палаточного типа будет осуществлено проведение лабораторно-инструментального контроля согласно программе производственного контроля в соответствии с действующими нормативными документами.

 

Организация безопасности проводится поэтапно:

Подготовительный этап включает в себя проведение инструктажей по технике безопасности и пожарной безопасности с работниками. Перед началом каждой смены палаточного лагеря проводится проверка соблюдения требований пожарной безопасности, исправность пожарно-охранной системы, ограждений, оборудования и инвентаря.

Приказом по учреждению и в должностных инструкциях работников прописывается ответственность работников за безопасность и здоровье детей. Работники знакомятся с должностными обязанностями и функционалом на время работы в летний период под роспись.

Заблаговременно заключаются договоры с поставщиками на предоставление услуг по завозу питьевой бутилированной воды, вывозу твердых и жидких бытовых отходов, техническому, аварийному обслуживанию помещений, охранно-пожарной системы.

Основной этап обеспечения безопасности включает в себя наличие инструкций по безопасности на каждый вид деятельности (приложение к программе). Перед каждым выходом за территорию палаточного лагеря с детьми проводится инструктаж. Ежедневно административным персоналом осуществляется контроль за обеспечением безопасных условий пребывания детей в палаточном лагере.

В связи с организацией палаточного лагеря повышенное внимание уделяется обеспечению  безопасности  на  воде.  Сотрудники  учреждения  проходят обучение и аттестацию спасателей ведомственных постов для работы в палаточном лагере.

  1. 4.        Ожидаемые результаты

Программа трудового лагеря  предполагает:

  • занятость подростков в летний период;
  • оздоровление школьников за период лагерной смены;
  • Ознакомление с миром туризма. (спортивный туризм, основы альпинизма, скалаоазания, ознакомительный сплав):
    • получение знаний о краеведение;
    • профилактику безнадзорности, правонарушений среди детей и подростков;
    • самореализацию ребят в общем деле;
    • дальнейший рост эффективности работы летнего лагеря труда и отдыха;
    • дальнейшее развитие экологической культуры;
    • приобретение опыта общения в коллективе, выбора осознанного здорового образа жизни, отказа от вредных привычек.


5.        План - сетка

1 день

10.00-10.30

Заезд. Регистрация

10.30-11.00

Завтрак

11.30-13.30

Организационный сбор. Инструктаж. Инструктаж по пожарной безопасности. Деление на отряды. Выбор названия и девиза для отряда. Знакомство с территорией. Игра на знакомство «Визитка»

13.30-14.30

Обед

14.30-16.30

«Веревочный курс» игра на взаимодействие

16.30-17.00

Полдник

17.00-18.00

Анкетирование участников «Мои ожидания и планы» Презентация  вожатых

18.00-19.00

Ужин

19.00-20.00

Подготовка к вечернему мероприятию

20.30-21.30

Вечерняя программа, представление отрядов.

21.30-22.30

Отрядный огонёк «Знакомство у костра» (распределение ролей в отрядах).

22.30-23.00

Время личной гигиены, отбой

 

2 день

8.00-9.00

Подъем. Зарядка

9.00- 10.00

Завтрак

10.00-10.30

Уборка в палатках и на территории

10.30-11.30

Участие во «Всероссийской вахте Памяти»

11.30-13.30

Наземная подготовка 1,2 отряд

3,4 отряд теория туризма (укладка рюкзаков «теория спальника». установка палатки)

13.30-14.30

Обед

14.30-15.00

Наземная подготовка 3,4 отряд

1,2 отряд теория туризма (укладка рюкзаков «теория спальника». установка палатки)

15.00-16.00

Соревнования по полученным знаниям наземной подготовки

16.00-16.30

Полдник

16.30-18.00

Отрядная работа. Занятия- обучение «Вязка туристических

узлов»

18.00-19.00

Ужин

19.00-20.30

Награждение по итогам соревнований

 Принятие законов и традиций, правил Лагеря.

20.30-21.30

Игра «Находчивый путешественник»

21.30-22.30

Отрядный огонёк «Расскажи мне обо мне».

22.30-23.00

Время личной гигиены, отбой

     3 день      

8.00-9.00

Подъем. Зарядка

9.00-10.00

Завтрак

10.00-10.30

Уборка в палатках и на территории

10.30-11.30

1 отряд уходит на полевой выход до ужина

15 человек на водные занятия до ужина

Оставшиеся:

Отрядные мероприятия. Спортивная эстафета «Тропою

туриста»

11.30-13.30

Теория туризма.  Узловая подготовка. Ориентирование на местности.

13.30-14.30

Обед

14.30-16.00

Профилактическое мероприятие «Детство без вредных привычек. Какое будущее выбираешь ты?»

Викторина «Пожарная безопасность»

16.00-16.30

Полдник

16.30-18.00

Курс выживания.Занятие «Азбука выживания». Конкурс:

«Что есть, когда нечего есть?». Игра «Робинзонада».

18.0 0-19.00

Ужин

19.00-20.00

Квест-игра «Находчивый турист»

20.00-21.30

«Инструктаж по нормам общественной и личной гигиены» - профилактическая беседа о нормах личной и общественной гигиены в период пандемии, мытье и обработка рук антисептиком, проветривание помещений, социальная дистанция.

21.30-22.30

Отрядный огонёк «Анализ дня».

22.30-23-00

Время личной гигиены. Отбой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 день

8.00-9.00

Подъем. Зарядка

9.00-10.00

Завтрак.

10.00-10.30

Уборка в палатках и на территории

10.30-11.30

2 отряд уходит на полевой выход до ужина

15 человек на водные занятия до ужина

Оставшиеся:

Отрядные мероприятия. Спортивная эстафета «Тропою туриста»

11.30-13.30

Теория туризма.  Узловая подготовка. ориентирование на местности.

13.30-14.30

Обед

14.30-16.00

Туристическая игра «Как вести себя в походе».

16.00-16.30

Полдник.

16.00-18.00

Соревнования по футболу

18.00-19.00

Ужин

19.00-20.00

Квест-игра «Тропа испытаний»

20.00-21.30

Дискотека

21.30-22.30

Отрядный огонек «Походные истории».

22.30-23-00

Время личной гигиены. Отбой

 

 

 

 

5  день

8.00-9.00

Подъем. Зарядка

9.90-10.00

Завтрак.

10.00-10.30

3 отряд уходит на полевой выход до ужина

15 человек на водные занятия до ужина

Оставшиеся:

Отрядные мероприятия. Спортивная эстафета «Тропою

туриста»

10.30-13.30

Теория туризма.  Узловая подготовка. ориентирование на местности.

13.30-14.30

Обед

14.30-16.00

Костровой курс. Занятие «Огненная стихия»

16.00-16.30

Полдник

16.30-17.00

Мастер-классы (актерское мастерство, вязание узлов, творческая мастерская, фенечки)

17.00-18.00

Подготовка к вечернему мероприятию

18.00-19.00

Ужин

19.00-21.30

Участие во всероссийских и областных акциях: «Свеча Памяти», «Дорога к обелиску»

21.30-22.00

Отрядный огонёк «Мой любимый герой».

22.00-22-30

Время личной гигиены. Отбой

 

     6 день

8.00-9.00

Подъем. Зарядка

9.00-10.00

Завтрак.

10.00-10.30

Уборка в палатках и на территории

10.30-11.30

4 отряд уходит на полевой выход до ужина

15 человек на водные занятия до ужина

Оставшиеся:

Отрядные мероприятия. Спортивная эстафета «Тропою

туриста»

11.30-13.30

Теория туризма.  Узловая подготовка. ориентирование на местности.

13.30-14.00

Обед

14.00-16.00

Основы спортивного туризма. Преодоление учебных препятствий. Спасательные работы.

16.00-16.30

Полдник

16.30-18.00

Соревнования

18.00-19.00

Ужин

19.00-20.30

Вечерняя программа «Школа выживания»

20.30-21.30

Дискотека

21.30-22.30

Отрядный       огонёк              «Веселый  клубок,            нить

пожеланий».

22.30-23.00

Время личной гигиены. Отбой

 

   7 день

8.00-9.00

Подъем. Зарядка

9.00-10.00

Завтрак.

10.00-10.30

Уборка в палатках и на территории

10.30-11.30

Организация однодневных походов туристическо-краеведческой направленности

11.30-13.30

Тренировка команд отряда перед обще -лагерными соревнованиями

13.30-14.30

Обед

14.30-16.00

Открытие Спартакиады. Спартакиада

16.00-16.30

Полдник

16.30-18:30

 Организация и проведение военно-спортивной игры «Во славу Отечества»

18.30-19.30

Ужин

19.00-21.30

Туристская эстафета «Ловкие, умелые, смелые». Подведение итогов.

21.30-22.00

Отрядный огонёк «Моя заветная мечта».

22.00-22-30

Время личной гигиены. Отбой

 

 

8 день

8.00-9.00

Подъем. Зарядка

9.00-10.00

Завтрак.

10.00-10.30

Уборка в палатках и на территории

10.30-13.30

 Полевой выход для желающих до ужина

Не более 20 человек.

Соревнования по технике подъёма по скале

13.30-14.30

Обед

14.30-16.00

  Соревнования по узловой подготовке.

16.00-16.30

Полдник

16.30-18.30

  Соревнования по волейболу

18.30-19.30

Ужин

19.00-21.30

Туристская викторина

21.30-22.00

Отрядный огонёк «Моя семья».

22.00-22-30

Время личной гигиены. Отбой

 

     9 день

8.00-9.00

Подъем. Зарядка

9.00-10.00

Завтрак.

10.00-10.30

Уборка в палатках и на территории

10.30-11.30

15 человек на водные занятия до ужина

 

11.30-13.30

Организация и проведение цикла мероприятий «Здоровое поколение». Проведение олимпиады «Здоровое поколение»

13.30-14.30

Обед

14.30-16.00

Игра по станциям «Родной Кузбасс»

16.00-16.30

Полдник

16.30-18.30

Встреча с военнослужащим Росгваридии роты специально назначения Северской дивизии. (по возможности)

Подготовка к вечернему мероприятию «Гостевины»

18.30-19.30

Ужин

19.00-21.30

Гостевины

21.30-22.00

Отрядный огонёк – анализ дня.

22.00-22-30

Время личной гигиены. Отбой

 

10 день

8.00-9.00

Подъем. Зарядка

9.00-10.00

Завтрак.

10.00-10.30

Уборка в палатках и на территории

10.30-11.30

 15 человек на водные занятия до ужина

11.30-13.30

Теория туризма.  Узловая подготовка. ориентирование на местности.

13.30-14.30

Обед

14.30-16.00

Отрядная работа: подготовка вопросов к интеллектуальной игре

16.00-16.30

Полдник

16.30-18.30

Встреча со спасателем ВОСВОДа Практические занятия «Безопасная вода»

18.30-19.30

Ужин

19.00-21.30

Организация и проведение концерта, посвящённому 80-летию Победы

21.30-22.00

Отрядный огонёк

22.00-22-30

Время личной гигиены. Отбой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 день

8.00-9.00

Подъем. Зарядка

9.00-10.00

Завтрак.

10.00-10.30

Уборка в палатках и на территории

10.30-13.30

Отрядные завершающие дела «Карта имени меня»

13.30-14.30

Обед

14.30-16.00

Итоговые испытания отрядов «Самые дружные туристы».

Подведение итогов смены, награждение лучших участников, вручение номинаций отрядам.

16.00-16.30

Полдник

16.30-18.30

Подготовка к концерту-закрытию

18.30-19.30

Ужин

19.00-21.30

Концерт-закрытие. Выступления отрядов и вожатых.

21.30-22.00

Заключительный прощальный огонёк

22.00-22-30

Время личной гигиены. Отбой

 

12 день

8.00 - 9.00

Подъем. Зарядка

9.00 -10.00

Завтрак.

10.00-10.30

Уборка в палатках и на территории

10.30 -13.30

Анкетирование участников смены. Операция «Нас здесь не было»

13.30 -14.30

Обед

14.30 -16.00

Отъезд

 

Режим дня в лагере

Время

Мероприятия

08.00 - 08.30

Подъем.

08.30 - 09.00

Утренняя разминка.

09.00 - 10.00

Завтрак.

                  10.00 - 10.30

Уборка.

10.30 -12.00

Мероприятия по плану

12.00 - 13.30

Конкурсы и игры.

13.30 - 14.30

Обед.

14.00 - 16.00

Мероприятия по плану

16.00 - 16.30

Полдник.

16.30 -18.00

Мероприятия по плану

18.00 - 19.00

Ужин

19.00 - 21.30

Мероприятия по плану

21.30 - 22.30

Отрядный огонёк

22.30 - 23.00

Время личной гигиены, отбой

Список используемой литературы

  1. Комитет по образованию. Санкт-Петербургское государственное бюджетное  учреждение  «Центр  оздоровления  и  отдыха  «Молодежный»

«Сборник нормативно-правовых и информационно-методических материалов по организации отдыха детей и молодежи и их оздоровления в Санкт-Петербурге» // Санкт-Петербург, 2021 г.

  1. Министерство просвещения Институт стратегии и развития образования РАО «Методические рекомендации о разработке программы воспитания» // Москва, 2020 г.
  2. Министерство просвещения Институт стратегии и развития образования РАО «Примерная программа воспитания» // Москва, 2020 г.
  3. Попова И. Н. Развивающий детский отдых: методики и технологии организации. Методическое пособие для работников сферы управления системой отдыха и оздоровления детей, педагогов – воспитателей, вожатых // Москва «Русское слово», 2018 г.
  4. Буланов С.Е. Требования к организациям детского отдыха и оздоровления.Методические   рекомендации:   —   М.:   ФГБОУ   ДО

«Федеральный центрдетско-юношеского туризма и краеведения», 2021. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М.: 2011.

  1. Бурцев В.П. Загадки и находки на тропинках спортивного ориентирования, М., ФЦДЮТиК, 2007.
  2. Детско-юношеский туризм: виды, организация, образовательный потенциал. Учебное пособие / сост. А.М. Макарский, А.А. Соколова, Д.В. Петров, Н.В. Лебедева. – СПб.:ДТДиМКолпинского района, 2018.
  3. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство Юрайт, 2017.
  4. Константинов Ю.С. Уроки ориентирования /Ю.С. Константинов, О.Л. Глаголева. - Москва: ЦДЮТиК, 2005.
  5. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе. - М.: Академия, 2004.
  6. Образовательность и безопасность в детском туризме / Под ред. Губаненкова С.М. – СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2013.
  7. Озеров А.Г.Экологическое краеведение – организация и проведение практических исследований. Уч.-метод. литература. – М.: ООО «Юный краевед», 2016.
  8. Организация и проведение туристских походов с учащимися : учеб.- метод. пособие / Ю.С. Константинов, Г.И. Зорина, А.Г. Маслов; Российская международная академия туризма. – М. : Советский спорт, 2011.
  9. Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодёжи. - М.: ФЦДЮТиК, 2019.
  10. Словарь туриста-краеведа: учеб.-метод. пособие/ Ю.С. Константинов, А.И. Персин/ - М.: ООО «Буки-Веди», 2018.
  11. Соловьев С.С. Безопасный отдых и туризм: учебное пособие для студ. высш.  учеб.  заведений/  С.С.  Соловьев.  –  М.:  Издательский  центр

«Академия», 2008.

  1. Социализация и неформальное образование учащихся в детских объединениях: Учебное пособие / сост. Макарский А.М., Морозова М.И., Петушкова И.Н./ науч. ред. доц. Нагавкина Л.С. – СПб.:ДТДиМКолпинского района, 2018.
  2. Спортивный туризм в системе образования / Под ред. Губаненкова С.М. – СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2008.
  3. Техника обеспечения безопасности туристских походов и соревнований подростков / Под ред. Губаненкова С.М., Издательский дом

«Петрополис», СПб, 2013.

  1. Топографическая      подготовка    туриста.         Учебное         пособие автор- составитель Ткачев Г.С. – Брянск: Изд-во БИПКРО, 2012.
  2. 1000 + 1 совет туристу : Школа выживания / Н. Б. Садикова. - Минск : Современный литератор, 2002.
  3. Бардин, К. В. Азбука туризма / К. В. Бардин. - Минск, 2003.
    1. Детский отдых. рф - сайт ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско- юношеского туризма и краеведения
    2. Вестник детско-юношеского туризма и отдыха. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tour-vestnik.ru/normativnye-dokumenty
    3. Как правильно собрать рюкзак. [Электронный ресурс].//Выбор туриста. URL: http://vyborturista.ru/kak-pravilno-sobrat-rjukzak
    4. Маслов А.Г. Программа туристского объединения «Юные инструкторы туризма» [Электронный ресурс].– Режим доступа: «Юные инструкторы туризма»
    5. Оказание первой помощи пострадавшим. Практическое пособие от МЧС России. [Электронный ресурс]. Москва, 2015. URL: http://86.mchs.gov.ru/document/451835
    6. Рязанцева Людмила Александровна, методист, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детско-юношеского туризма и патриотического воспитания» г. Тулы. Рабочая тетрадь по основам туризма для учащихся младших классов «Собираем рюкзачок» [Электронный ресурс]. ФЦДЮТиК, 2020.
      URL:   https://138009.selcdn.ru/turcenter- prod/unauth/3c8ba0/5556ff479cf71cd9ca91a9b655ddaf71d9f98d0e.pdf
    7. Учебно-методический комплекс «Познание Родины»: детско- юношеский туризм и краеведение как актуальные практики патриотического воспитания». Авторский коллектив ГБУ ДО Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. ФЦДЮТиК,            2020.            URL:   :https://138009.selcdn.ru/turcenter- prod/unauth/184f41/2b32d4fc11cbdd826c76767f05e20500a14e99e7.rar
    8. Четверикова Ольга Михайловна, методист отдела организационно- методического обеспечения детского отдыха ГАУ ДО Республики Коми

«Республиканский центр детско-юношеского спорта и                    туризма». Моделированиепрограммы смены детского оздоровительного лагеря. [Электронный ресурс]. ФЦДЮТиК, 2020. URL: https://138009.selcdn.ru/turcenter- prod/unauth/f935d0/75a23e472b82a2e42769165a6ec351960c1b311a.rar

Список литературы для детей

  1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М.:2011.
  2. Балабанов И.В.Узлы. – Москва, 2006.
  3. Бурцев           В.П.    Загадки          и          находки         на        тропинках     спортивного ориентирования. – М.: ФЦДЮТиК, 2007.
  4. Кругов А.И. Задачник по краеведению. - Москва «Русское слово», 2006.
  5. Крутецкая В.А. Правила здоровья и оказание первой помощи. - СПб.: Изд. Дом «Литера», 2008.
  6. Словарь туриста-краеведа: учеб.-метод. пособие/ Ю.С. Константинов, А.И. Персин/ - М.: ООО «Буки-Веди», 2018.

 

Список художественной литературы для детей

  1. Арсеньев В.К. ДерсуУзала.
  2. Верн Ж.. Дети капитана Гранта.
  3. Верн Ж.. Пятнадцатилетний капитан.
  4. Дефо Д. Робинзон Крузо.
  5. Киплинг Р. Маугли.
  6. Пришвин М.. Моя страна.
  7. Ж. Рони-старший. Борьба за огонь.
  8. Рундквист Н.А. Самая прекрасная дорога.
  9. Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна.
  10. Чуковский Н.К. Водители фрегатов (книга о великих мореплавателях).
  11. Хейердал Т. «Экспедиция Кон-Тики»; В поисках рая
  12. Федосеев Г.А. Смерть меня подождет. Мы идем по Восточному Саяну. В тисках Джугдыра. Злой дух Ямбуя. Тропою испытаний. Таежные встречи